автор Втр, 15/03/2022 - 13:13
Раздел:
|
Возраст, лет | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Калорийность, ккал | |
Всего | Животные | ||||
7—10 | 80 | 48 | 80 | 324 | 2400 |
11—13 | 96 | 58 | 96 | 382 | 2860 |
14—17 | 106 | 64 | 106 | 422 | 3150 |
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
Общая калорийность рациона питания при этом возрастает до 3 700—4 000 ккал.
Витамины. В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена. Особую роль играют витамины А (ретинол), потребность в котором в сутки составляет до 1,5 мг, и витамин Д (кальциферол), потребность в котором — 10 мг. Следует знать, что образованию витамина Д самим организмом способствует воздействие ультрафиолетовых лучей солнца. Таким образом, туристские походы в наибольшей степени способствуют образованию витамина Д, а следовательно, и росту ребенка. Однако следует учитывать и то, что дополнительное чрезмерное введение этого витамина в организм оказывает токсическое воздействие, при котором наступает снижение массы тела.
Минеральные вещества. Их значение в детском питании заключается главным образом в том, что они участвуют в пластических процессах, в формировании скелета, мышечной ткани, в построении клеток нервной ткани, в том числе и головного мозга. Основное значение для детского организма приобретают кальций, потребность в котором в сутки составляет до 2 г, и фосфор — до 3 г. Необходимое количество железа — до 25 мг.
Режим питания. Исключительно важен для развития детей. Не допускается еда урывками, раньше установленного времени, так как это приводит к снижению аппетита. Школьникам рекомендуется 4-разовое питание. Так, в школе при обучении в 1-ю смену режим питания школьников в течение дня следующий: 1-й завтрак — в 8.00 утра (20% общей суточной калорийности пищи); 2-й завтрак—в 11.00 утра (20% общей калорийности суточного рациона); обед и ужин—соответственно в 15.00 (35%) ив 20.00 (25%).
Между приведенным выше обычным домашним и школьным режимами питания, к которому дети привыкли, и рекомендуемым походным режимом, например «3-разовое горячее и один сухой паек на большом привале» (см. табл. 19), расхождений почти нет ни по количеству приемов пищи, ни по времени приема. Расхождение же в распределении калорийности связано с характером деятельности: в школе в основном умственная, в походе — физическая.
Примерный объем порций горячей пищи в походах для детей в зависимости от возраста приводится в табл. 23.
Таблица 23. Примерный объем порций горячей пищи для детей
Характер пищи | Объем порций, г | |||
7—10 лет | 11—14 лет | 15 лет и старше | ||
Завтрак | Горячее блюдо | 250—300 | 300 | 300-400 |
Питье | 250 | 250 | 250 | |
Обед | 1-е блюдо | 300—400 | 400 | 500 |
2-е блюдо | 200—300 | 250—350 | 300—350 | |
Питье | 250 | 250 | 250 | |
Ужин | Горячее блюдо | 200—250 | 250 | 250—300 |
Питье | 250 | 250 | 250 |
Нужно помнить, что дети при достаточных физических нагрузках теряют в день до 2—2,5 л воды. Хотя значительная часть этих потерь компенсируется (с учетом относительно небольшой массы тела ребенка) жидкими блюдами и питьем при горячем питании, обязательно следует предусматривать добавку питья (компот, чай, кисель, какао и т. п.), а также наличие этого питья в термосах для утоления жажды на малых и больших привалах. При наличии в группе нескольких детей следует иметь несколько термосов для различных напитков, в том числе обязательно для молока из расчета 200—250 г на каждого ребенка (остальные 250—300 г молока дети получают в ужин). Для старших школьников количестве молока можно уменьшить.
Пища, богатая белками, повышает возбудимость нервной системы, поэтому ее дают в первой половине дня. Употребление же такой пищи ребенком за ужином препятствует быстрому наступлению сна.
В походе хорошо утоляют жажду ягоды. Однако в пути следования и на привалах не разрешается есть неизвестные ягоды, плоды, растения и пить воду из неизвестных источников без ее обеззараживания.
- Особенности организации питания в разных видах туризма
- Питание группы туристов в экстремальных условиях